четверг, 31 марта 2016 г.

ТОП самых частых ошибок скрап-новичков при работе с фото в альбомах.

 Всем привет! Не так давно у меня в блоге прошёл СП "Пока дети спят", где мы вместе с девочками создавали детские альбомы в самых разных стилях и направлениях! У нас учувствовало достаточно много новичков, и, гуляя по блогам и наблюдая за процессом создания огромного числа альбомов, я отметила для себя целый ряд ошибок, которые чаще всего допускаются начинающие скрапбукеры, и в первую очередь, это ошибки при работе с фото в альбомах! Поэтому в помощь всем новичкам,  да и просто тем, кто только начинает познавать искусство альбомоделания, я решила написать не большую статью-мастер-класс по особенностям работы с фото в альбомах!



         Жаль, что не все девочки дали согласие на использование своих фото в качестве примеров к этой статье, хотя их, конечно же, можно понять. А потому я вдвойне благодарна всем тем, кто ответил своим мне согласием, - это не только очень мужественный поступок, но и огромная помощь всем новичкам и всем тем, кто хочет освоить мастерство по созданию скрап-альбомов!
               Чтобы никого не смущать я специально ссылки на авторство тут не указывала (исправлю, если вы мне напишите =)


      Итак, давайте разберём самые частые ошибки при работе с фото!

Ошибка №1. 
Не соответствие размеров фото с форматом альбома.

          Зачастую, мы можем наблюдать такую вещь - когда в погоне за желанием угодить заказчику или в связи с невозможностью распечатать фото иного формата, на альбомы довольно небольшого размера (20х20 см, 25х25 см или, например, на альбомы-бодики), располагают фото или подложки стандартным форматом 10х15 см, который на таких альбомах смотрится непропорционально большим. 


        Фото 10х15см оптимальным является исключительно для альбомов большого формата (А4 или 30х30 см), где они смотрятся, что называется, к месту.

Как исправить?

            Самое оптимальное на мой взгляд решение - это использовать фото меньших размеров (из тех, что можно распечатать в салонах - это 9х13 см). К сожалению, во-первых, не в каждом салоне такой нестандартный формат предусмотрен, а во-вторых - стоить он будет примерно в 2 раза дороже обычного. Как быть  в такой ситуации?
          В идеале, конечно же, это иметь свой домашний цветной фотопринтер, на котором вы самостоятельно можете выбрать нужный формат для печати. Правда, тут сразу нужно оговориться, что дешёвые фотопринтеры, зачастую, не отличаются высоким качеством своей печати, в результате чего фото со временем могут пожелтеть от контакта с клеем (и здесь виноватым будет не только клей!), их поверхность может легко "травмироваться" простите уж за медицинский термин))  царапаться и выцветать.
       В такой ситуации я для себя нашла одно простое решение - я иду в проверенный фотосалон, где распечатываю фото 10х15 см, но печатаю с той оговоркой, что на каждом фото мне делают белую рамку по 5 мм с каждой стороны. Так, на выходе я получаю фото стандартного размера, которое затем можно обрезать по рамочке до 9х14 см. Нам остаётся только оттяпать от 14 см ещё по 0,5 см с каждой стороны - и вуоля, - фото нужного нам 9х13 см размера is done!)

        P.SНа самом деле, как и из любого правила, здесь тоже есть свои исключения. Так, есть ряд ситуаций, когда фото большого размера используются в работе специально и смотрится оно гармонично. Вот примеры подобных работ:

1) Фото целиком заполняет одну из страниц разворота

         Это интересный и необычный приём, который позволяет подчеркнуть и сделать акцент на вашем любимом фото. Лучше всего такой приём смотрится именно в мини-альбомах, т.к. чем больше формат альбомных страниц, тем более странным будут казаться огромные фото…

источник

2) Фото большого формата занимает главенствующее положение на страничке альбома.

        В этом случае страничка смотрится своеобразной рамочкой к вашему фото, а потому такой формат не вызывает каких-либо противоречий и даже наоборот приветствуется, т.к. подчёркивает самое главное, что есть в любом альбоме – это фото. 

источник
         Таким же образом можно расположить и два довольно крупных фото, накладывая их друг на друга (заметьте, именно накладывая, а не располагая угол в угол!), но, опять же, главным условием здесь будет наличие той самой "рамочки" вокруг каждой из них. А всё почему, да потому что....

Ошибка №2.
 Расположение фото у края странички.

        Иногда из-за желания разместить как можно больше элементов на одном развороте, либо по какой-либо другой причине, новички располагают подложки для фото у самого края страницы. Это смотрится довольно куце и не гармонично, т.к. вокруг любого крупного элемента, а фото – это в принципе, самый главный элемент вашего разворота, всегда должно быть «пустое» пространство, - так называемый «воздух», или то, что в предыдущем пункте я обозвала «рамочкой».

(К примеру, на данном развороте видно, как две подложки расположены стык в стык к краю страничек, что визуально нарушают всю композицию и создаёт "перевес" в сторону этих подложек)


          Именно расположение свободного пространства вокруг ваших фото и делает их по-настоящему центральными элементами, что помогает визуально их выделить, а композиции придать более целостный вид.  
Ошибка №3.  
Фото на развороте не "уравновешены".

           Нужно не забывать о том, что разворот в любом альбоме воспринимается как единое целое, а потому очень важно, чтобы все самые крупные и яркие элементы, привлекающие на нём ваше внимание, были уравновешены с обеих сторон (на левой и правой страничках) вдоль вертикальной, горизонтальной или диагнональной оси разворота - в зависимости от того, какой является у вас композиция. Представьте, что ваша левая и правая странички -  это чаши весов, которые уравновешиваются с помощью наиболее крупных, ярких и контрастных элементов декора (в альбоме - это в первую очередь фото).

              В каком же случае равновесие нарушается? 
  • Если фото располагаются без отступа у самого края (в этом случае сразу формируется визуальный "завал" или перекос работы в сторону фото)
  • Если достаточно крупное фото ничем не уравновешено с другой стороны (в этом случае опять же создаётся перекос в сторону большего фото), либо уравновешенно, но не недостаточно. А также если есть численное преимущество фотографий равного размера с одной из сторон.


Ошибка №4.  
Завязочки расположены поперёк фото

           Это довольно частая ошибка у новичков, которая, зачастую, появляется из-за пока не выработанной способности продумывать какие-то мелочи и детали в альбоме, работая не с готовыми фото, а с подложками под них. Так, если на раскрывающейся подложке завазанная посередине её ленточка будет смотреться довольно красиво, то если разместить на подложку какое-то фото (а служит она, собственно, как раз для этого), то такая ленточка мало того, что будет отвлекать наше внимание от самого фото, так ещё и велика вероятность, что перекроет кому-нибудь лицо, что, согласитесь, ни есть красиво. 


      Кроме того, в погоне за красотой, новички часто используют широкие толстые ленты, которые, опять же, смотрятся красиво лишь когда они завязаны сами по себе, но, как правило, расположенные поверх любого фото такое украшение смотрится громоздким и лишним.


Как исправить?

          Существует негласное правило располагать такие завязки несколько смещёнными вбок от центра фото, примерно на  его 1/3. При таком расположении они достаточно хорошо держат подложку от раскрывания, но не закрывают основную часть фото + практически не бросаются в глаза. Кстати, в качестве таких вот "застёжек" лучше всего использовать либо тонкую атласную лету (диаметром не больше 0,5 см), либо вощёный шнур или твайн, которые по сравнению с той же лентой, возможно, не так удобно завязывать, зато сами по себе они тоньше и незаметнее.  



Ошибка №5. 
 Расположение декора  на углах фотографий

       Это, пожалуй, одна из самых распространённых композиционных ошибок. Не зная, куда бы расположить свой декор, большинство подсознательно стремиться закрыть им один или несколько углов у фотографий, что автоматически утяжеляет этот угол и переводит внимание с фото на декор. Причём в данном случае речь идёт именно о тех украшениях, которые клеятся поверх фотографий, а не о всевозможных бумажках, салфетках и кружеве, которое размещаются в виде подложек под фото как раз чаще всего по углам.


Как исправить?

           Чтобы декор выглядел более гармоничным и не утяжелял прикрытый им угол, достаточно несколько его передвинуть непосредственно с самого угла вдоль одной или другой грани фото. В этом случае украшение приблизится к нашему любимому правилу 1/3 и такое расположение будет только дополнять и подчёркивать фотографию, но не перетягивать с неё внимание и не утяжелять.

источник

              P.S.: В этом правиле есть один небольшой нюанс. Зачастую в некоторых стилях, когда допускается и даже приветствуется очень громоздкий декор, закрывается не только весь угол  у фото, но и всё близлежащее от него пространство (это в первую очередь  касается, конечно же, цветов и композиций из них). Так вот, конкретно в данном случае закрывать сам угол фото можно и нужно, но с той оговоркой, что наиболее крупные элементы такой композиции должны быть как раз расположены не непосредственно на углу, а смещёнными от него по направлению  к 1/3  по той или иной стороне нашего фото. 

(Например, не смотря на то, что угол на развороте почти весь прикрыт, наиболее крупные и заметные элементы - облачка - здесь расположены как раз так, как надо - смещёнными чуть ближе к центру)

источник 
(Или как на этом примере - здесь, несмотря на то, что главный элемент в виде сердечка закрывает собой весь угол фото, за счёт его достаточно большого размера он расположен именно так, что его основная часть сдвинута  по направлению к 1/3  тут можно было даже ещё чуть-чуть его приподнять - поэтому такое расположение вполне гармонично)

источник

Ошибка №6.  
Декор превалирует над фотографией

        Зачастую, увлекшись процессом создания или стараясь привнести в работу как можно больше всевозможного декора и украшений, легко можно переступить некую черту баланса между главенствующим расположением фото в работе и окружающими деталями в пользу последних. Как понять, что вы всё-таки переборщили? Да очень просто. Если первое то, на что вы смотрите – это декор, значит вы перетянули на него всё внимание с вашего фото, и это уже не порядок. Ведь каким бы красивым не было окружение, фотография – это именно то, ради чего и затевался весь этот альбом, а значит, - что именно она и должна быть тем самым наиболее важным и броским в глаза элементом, с которого и будет начинаться изучение вашего разворота тем, кто на него смотрит.



Ошибка №7.  
Фото - отдельно,  декор - отдельно.

             Это также довольно частая ошибка, которую можно увидеть у всех новичков. Зачастую при создании фотоальбомов, декоративные элементы располагаются сами по себе, - отдельно от фото и абсолютно никак с ними не связанно. Так не должно быть. Наверное, я уже в сотый раз напишу эту фразу, но главным элементов в каждом альбоме является именно фото, а потому и весь декор должен быть в первую очередь сосредоточен рядом с ним или каким-либо образом связан. 



Как исправить?

          Во-первых, весь декор должен быть сгруппирован, а не разбросан отдельными элементами по страничкам. Все компоненты композиции должны быть связанны между собой, накладываться и частично прикрывать друг друга. А чтобы фото и близлежащий декор не смотрелись совсем уж отдельно, есть ряд простых и эффективных приёмов:

          1) Располагать декор поверх фото. При этом он должен частично "налазить" на фото, незначительно прикрывая его в какой-либо стороны, взаимодействовать.

источник

          2) Использовать всевозможные подложки под фото, располагая их слоями. Такие подложки выглядывают с разных сторон из-под фото и визуально увеличивают его область. Вместо бумажных подложек можно использовать широкую вырубку, салфетки, кружево и т.д. Таким образом, выглядывающие из-под фото подложки, будут служить своеобразным проводником между фото и украшением, объединяя их в единое целое.

источник

            3) Использовать в фоне бумагу с ярким принтом. Этот приём чаще всего применяется в американском стиле, когда благодаря активным принтам фоновой бумаги на развороте она как бы за счёт только себя самой объединяет близ лежащие декоративные элементы, не требующие дополнительного взаимодействия с фото. 

источник

Ошибка №8.
 Цветовая палитра разворота не сочетается с фото.

        Когда вы делаете альбом с фотографиями, первостепенной задачей должно становится гармоничное внедрение фото в декор. Очень важно, чтобы цвета бумаги и украшений в альбоме сочетались, а не перебивали цвета с фотографий. В этом плане проще всего работать, конечно же, с чёрно-белыми фото - тут какие цвета не возьми, всё им будет "к лицу". С цветными фото нужно быть осторожнее, т. к. не сочетание фотографий и пусть даже очень красивого декора в палитре, легко приведёт к тому, что ваш альбом в целом не будет выгладить гармоничным, а это важно - т.к. от этого зависит и восприятие, и впечатление от альбомчика в целом.



Как исправить?

       Подбирая бумагу для разворота, отдавайте предпочтение тем цветам и оттенкам, которые уже имеются на фотографии, - так вы точно не прогадаете с выбором цветовой палитры для разворота. Присмотритесь - на ваших фото наверняка уже есть какие-то цветовые акценты, которые вы можете также дублировать и обыграть в вашем декоре. Если же нет - то не возбраняется добавить какой-то контрастный цвета в разворот, но с тем условием, что он будет присутствовать лишь в виде небольшого акцента вблизи ваших фото

источник
        При этом, важно на один разворот  подбирать сходные по цветовой палитре фотографии, подходящие под одну тематику и сделанные в одном стиле. Тогда и декор в таком случае будет напрашиваться прям сам собой, и вам самим будет проще сделать разворот гармоничным.

Ошибка №9. 
Пустые  подложки

          Все мы с вами прекрасно понимаем, что когда альбом делается изначально без фото, все подложки в последствии ими закроются. А пока – это пустые листы бумаги. Вот только визуально это сразу делает огромный минус вашей работе, поверьте! Все люди по основной массе своей визуалы, а потому и целостное восприятие вашей работы в том виде, в которой она есть сейчас, - это важно. 


Как исправить?

         Вариантов на самом деле великое множество)

       1) Делать работу сразу же с фото
     2) Поставить в центре подложки для фото какой-нибудь штамп, разместить там наклейку или небольшую вырубку.

источник

       3) Приклеить поверх места под фото чуть меньшую по размеру подложку из скрап-бумаги. Причём, эта подложка должна быть меньше основной, но чуть больше самого фото, чтобы вокруг последнего была красивая аккуратная рамка.

источник

    4) Сразу делать подложку из скрап-бумаги - тогда ничего дополнительно украшать и не придётся)

источник

           5) Можно сделать самодельные бумажные уголки из скрап-бумаги или кардстока, чтобы хоть как-то разбавить наш "чистый" лист. Подложка сразу же приобретёт совершенно другой вид!

источник
            6) А можно и просто оставить одну рамочку без подложки - так фоновая бумага не даст нам ощущение "пустоты" в отсутствие фото.

источник

Ошибка №10. 
Располагаем под углом всё, что можем

            О да, не знаю почему, но многие новички любят именно диагональное расположение самых разных элементов в альбоме, и фото - не исключение. Наверное, это стремление сделать что-то не так как у всех и огромная тяга к чему-то оригинальному) Получается, действительно, оригинально - но красиво ли? Это вряд ли. Фото, расположенные по диагонали, создают ощущение падающих изображённых на ней людей, скатывающихся куда-то  за пределы фото столов и т.д. Визуально рушится вся композиция, особенно для таких вот довольно статичных фото.



        Подобный приём будет к месту только в так называемых динамических фото - когда человек или какие-то объекты на нём пребывают в неком движении, либо сами изображены под наклоном - в таком случае, располагая фото по диагонали, вы ещё больше подчёркиваете эту динамику.

источник


Ошибка №11. 
Несоответствие между декором и фото

       Скажу честно, - придерживаться одной стилистики при выполнении работы, зачастую, довольно сложно даже уже состоявшемуся мастеру, что уж тут говорить про новичков! В любом случае всегда нужно стараться, чтобы ваш декор и то, чем вы украшаете соответствовали тематике ваших фото и теме альбома в целом.

       К примеру, на этом развороте в детский мальчуковый альбом в декоре мы видим не подходящее здесь по смыслу обилие кружева,  в том числе розового, а также яркие цветочные принты скрап-бумаги, которые тоже несколько выбивают нас из заданной темы альбома.


             А как часто нам хочется добавить тот миленьких тёмный цветочек в настоящую мужскую работу?)) Как бы он туда хорошо не вписался, мужчины нас, увы, не поймут) А вспомните свои работы к новогодней тематике?)) Наверное, только скраперы придумали, что в новый год может что-то цвести =)

            Что ж, на этом мой небольшой разбор полётов окончен) На самом деле я прошу новичков не расстраиваться - во-первых, предупреждён, значит вооружён, а во-вторых, - если вы приглядитесь, то многие из этих ошибок найдёте в работах уже вполне себе состоявшихся скраперов. Так что всем нам всегда есть куда расти и к чему стремится) А потому очень надеюсь, что мои труды всё же не канут в небытие и вы теперь точно сделаете свой по-настоящему идеальный альбом! =)

Статью подготовила Marina Syskova

31 комментарий:

  1. Отличная статья. Огромное спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Было интересно не только новичкам!!!! Спасибо огромное за статью!))))

    ОтветитьУдалить
  3. Огромное спасибо за титанический труд автору статьи! Всё предельно ясно и понятно.

    ОтветитьУдалить
  4. Очень кстати, спасибо! Мега-полезная статья!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Девочки, я очень старалась, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  6. Марина, классная и полезная статья. Спасибо тебе огромное)))

    ОтветитьУдалить
  7. Очень интересно. Но в некоторых моментах спорно очень. Я не претендую на звание мастера, но говорить, что это именно ошибки новичков... Я очень часто видела многие "типичные ошибки" и у мастеров, котопые в скрапе более 5 лет, творят в нескольких известных ДК, вдохновляют многих, попадают в ТОПы, проводят СП и т.д. Их работами восхищаются и никто не говорил, что подложки для фото расположенные скраю или ленточка (или шнур) посередине фото это ошибка. На счет гармонии, целостности композиции и уравновешивания декора согласна. Тогда и шнур, край и декор в углу фото будет смотрется красиво!
    А самой главной ошибкой считаю еще неаккуратность))) Причем, некоторые мастера (не обязательно новички) часто пренебригают этим. Кривые углы на альбомах, кривые строчки...К сожалению, в последнее время часто замечала это((( И самое обидное, если мастер опытный и делает работы для крутых ДК, ему это прощают, а если неопытный, то мимо никто не пройдет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна, да-да - я этой теме посвятила у себя в блоге пару строчек)) Ошибки делают все - и новички, и мастера со стажем - это правда. И это нормально) Почему я тут пишу именно про новичков? Возможно потому, что, как я уже писала выше, можно при умелом использовании превратить любую ошибку в плюс и даже фишку в альбоме - нужно только знать как это сделать. Мастера делают свои работы более осознанно, понимая что, зачем, как и почему. И нарушают правила тоже понимая чего они этим хотят добиться и зачем ни это делают. И "прощаются" им такие ошибки не из-за их громкого имени, а лишь потому, что работы их выглядят целостно и гармонично, чего нельзя сказать о работах начинающих скраперов, согласитесь.
      А по поводу неаккуратности - я знаю много мастеров, которые делают кривые строчки и специально придают небрежный вид работе и оттого она смотрится более особенной и более неповторимой. Я не считаю это неаккуратностью. И более того - этих мастеров именно за эту небрежность и любят)) Правила есть правила, и их нужно знать - но на мой взгляд, мастерами становятся именно тогда, когда учатся грамотно эти правила нарушать =)
      Спасибо, что написали!

      Удалить
    2. Марина, немного не поняли меня. Я знаю разницу между кривыми строчками по задумке и кривыми строчками по неаккуратности. Я имела ввиду второе. И очень часто, особенно в последнее время, некоторые мастера в погоне за 10 крутыми ДК начинают "халтурить" и делать неаккуратные работы (например, у наспех сделанных альбомов кривые углы...). И об этом молчат.
      И почему тогда, раз вы говорите об ошибках у новичков, у опытных эти ошибки допускаются? Ведь новички учатся у кого?... Тогда надо указывать на ошибку учителя, а не ученика.

      Удалить
    3. Оо Да, тогда точно не поняла.., Если честно никогда такое не замечала. А может быть и просто не обращала внимание. Ахах, и про себя понадеялась, что я к таким мастерам не отношусь)))

      Удалить
  8. Марина, огромное спасибо за статью! Она очень полезная!

    ОтветитьУдалить
  9. Инна Aprel_ка, полностью согласна!!! Я считаю что любая работа - это творческий порыв человека выразить себя!

    ОтветитьУдалить
  10. Очень дельная , хорошая статья! Однако, я часто нарушаю, как раз первый пункт -пропорциональность размера фото и листа, да в угоду клиенту) В своих, домашних альбомах я стараюсь соблюдать эти пропорции. В заказных же при правильном расположении декора вполне можно сделать красивый маленький альбомчик с большими фото. Надеюсь мне это удается.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Соглашусь)) Моих заказчиков пугает формат подложек меньше 10*15. Иногда я сразу предупреждаю, что будет 9*13, объясняя как раз нарушением пропорциональности. А про мини-альбомы, где фото7,5*10 и говорить нечего. Однажды у меня не взяли миник, который вроде понравился, из-за неформатных подложек. Теперь в таких случаях я предлагаю сама обрезать и вклеить фотографии

      Удалить
    2. Ой, девочки, вот ничего не говорите!))) Согласна с вами полностью! Зачастую мои работы на заказ не выносят просто никакой критики просто потому, что в них ты думаешь лишь только о том, чтобы угодить заказчику) Работа на заказ - это совсем другая история)

      Удалить
  11. Марина, спасибо за полезную статью!

    ОтветитьУдалить
  12. Марина, большой вам респект!

    ОтветитьУдалить
  13. Большое спасибо! Очень полезная статья.

    ОтветитьУдалить
  14. спасибо, очень интересная и полезная статья даже для неновичков )

    ОтветитьУдалить
  15. Марина, статья просто супер!!! Сижу с блокнотиком и записываю каждый пунктик, очень всё четко, понятно и по существу!)) Спасибо большое за такой классный разбор полётов, очень нужная статья!

    ОтветитьУдалить
  16. Титанический труд! спасибо автору за полезную статью! Со всем согласна!

    ОтветитьУдалить
  17. Спасибо большое! Отличная статья, все очень понятно изложено! И я наконец-то поняла, что именно меня так смущает в первом развороте моего долгостроя про медовый месяц - близкое расположение фото к краю страницы! Оказывается, всё так просто, но новичку без помощи профессионала увидеть такую важную, казалось бы, мелочь, нереально!

    ОтветитьУдалить
  18. Огромное спасибо Марине! Своевременно и нужно! Очень полезный и хороший пост.

    ОтветитьУдалить
  19. Спасибо большое за статью. Как раз сейчас делаю свой первый альбом для фотографий без фото. Буду стараться не допускать ошибки, которые вы описали здесь.

    ОтветитьУдалить
  20. А я в корне не согласна с некоторыми пунктами. И слово "ошибки" там не совмем уместно. А более всего меня возмущает в этой статье присутствие фото учениц Тани Дудкиной. Эти альбомы они делали по образу и подобию ее альбома. Да, возможно они повторили все не идеально, но, мне кажется, это как минимум не этично.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, если вы не согласны с какими-то пунктами, напишите с какими именно и в чем, - все, что я писала, это не только моё личное мнение, но и освоение правил композиции, результат знаний,которпый я получила на различнывх курсах у других мастериц и т.д. Безусловно, я могу быть где-то не права, но, как говориться, истина рождается в споре, поэтому мне кажется правильнее было бы обсуждать все более предметно.
      А по поводу работ с Таниныхз курсов - я у Тани не училась, и какие альбомы делают на её курсах не знаю, это во-первых. А во-вторых, я брала в качестве примеров исключительно первые альбомы девочек, которые в скрапер уже давно и которые мне сами их прислали, либо работы участниц моего СП, которые они делали не на курсах, а вместе со мной, опять же с их разрешения. Поэтому конкретно эту претензию считаю не обоснованной.

      Удалить
    2. Ну, как всегда с опечатками с телефона, извиняюсь)

      Удалить
  21. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  22. Отличная, очень полезная статья, спасибо Марине!!! И не надо возмущаться по поводу того, что здесь названо ошибками - при взгляде на фото альбомов с этими самыми ошибками реально понимаешь, что они негармоничны, вот и всё. И потом, Марина в конце статьи оговорилась, что ошибки допускают и мастера - читайте статью до конца и внимательно! По поводу учениц Тани Дудкиной тоже не надо передёргивать: то, что девочки её ученицы не делает их по умолчанию Мастерами. Марина, ещё раз спасибо, отличная статья!

    ОтветитьУдалить
  23. Спасибо большое за такую полезную статью! Как новичек побывавший не на одном мастер классе могу сказать, что не все мастера рассказывают о правилах составления композиции и гармоничном расположении декора и фотографий в альбоме, а ведь это основа основ! Спасибо вам большое что делитесь с нами своими знаниями!

    ОтветитьУдалить